Учебный план СОО универсальный профиль 23-24

Пояснительная записка к учебному плану
Концептуальные идеи, положенные в основу структуры и содержания учебного плана.
В качестве главного результата образования обучающихся рассматривается готовность и
способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность за
собственное благополучие и благополучие общества. Достижение этого результата
предполагает, с одной стороны, освоение учащимися социальных навыков и практических
умений, обеспечивающих их социальную адаптацию в условиях меняющегося общества, а с
другой стороны, социальную мобильность молодых людей, их способность к возможной
быстрой смене социальных и экономических ролей, возможность активного и творческого
участия в общественном прогрессе. В то же время, очевидно, что в социальной жизни
осознанная личная ответственность невозможна без сформированной системы ценностных
ориентаций. Отсюда важными целями образования в школе становятся:

формирование вариативной образовательной среды;

развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

формирование ключевых компетентностей;

необходимость получения выпускниками средней общеобразовательной
школы знаний и базовых навыков в областях, обеспечивающих активную социальную
адаптацию при изучении предмета обществознание (включая экономику и право);

обеспечение необходимой базовой подготовки учащихся по основным
направлениям
применения информационных и коммуникационных технологий;

обеспечение знания на рабочем уровне иностранного языка всеми
выпускниками средней общеобразовательной школы;

готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной
деятельности;

толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать
и находить содержательные компромиссы.
Достижение поставленных целей обеспечивается через:

построение и реализацию вариативного и личностно - ориентированного
образовательного процесса;

практическую ориентацию образовательного процесса с введением
интерактивных,
деятельностных
компонентов
(освоение
проектно-исследовательских
и
коммуникативных
методов);

создание условий для завершения самоопределения старшеклассников и
формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения
образования в соответствующей сфере профессионального образования;

применение новых образовательных технологий (информационнокоммуникативных,
проектного метода и др.);

разработку и внедрение нового методического обеспечения;

использование новых подходов к оценке достижений учащихся
(портфолио, ОГЭ, ЕГЭ);

обеспечение равных возможностей для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ.

Нормативно-правовая основа формирования учебного плана
Учебный план школы является нормативным документом, определяющим распределение
учебного времени, отводимого на изучение различных образовательных областей, максимального
объема образовательной нагрузки учащихся.
Учебный план школы на 2023-2024 учебный год разработан на основе следующих нормативных
документов:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273ФЗ;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 N 371 "Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования"
- Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» №78-ОЗ от
15.07.2013;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями
от 10 июня 2019г).
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413);
- Приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010
г. N 96/134 "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской
Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной
службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования,
образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального
образования и учебных пунктах";
-Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения Ильинской
средней общеобразовательной школы;
- Основные образовательные программы МАОУ Ильинской СОШ, принятых
педагогическим советом и утвержденных приказом директора.
При составлении учебного плана использовались:
Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 №08-761 «Об изучении
предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы
духовно-нравственной культуры народов России"»;
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.06.2015 №НТ-670/08
«Методические рекомендации по организации самоподготовки обучающихся при
осуществлении образовательной деятельности»;
 Письмо Министерства образования России от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении
методических рекомендаций по уточнению понятий и содержанию внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ»;
 Письмо Министерства просвещения РФ от 05.07.2022 №ТВ-1290/03 «О направлении
методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках


реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего и основного общего образования»;
 Письмо Министерства просвещения РФ от 16.01.2023 №03-68 «О направлении
информации о введении федеральных основных общеобразовательных программ»;
 Письмо Министерства просвещения РФ от 13.01.2023 №03-49 «О направлении
методических рекомендаций по системе оценки достижения обучающимися
планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования»;
 Письмо Министерства просвещения РФ от 14.02.2023 №03-287 «О направлении
информации об организации изучения начальной военной подготовки в
образовательных организациях в рамках освоения основных общеобразовательных
программ»;
 Письмо Министерства просвещения РФ от 01.03.2023 №03-312 «О направлении
информации о применении основной образовательной программы основного общего
образования»;
 Письмо Министерства просвещения РФ от 03.03.2023 №03-327 «О направлении
информации по введению федеральных основных общеобразовательных программ»;
 Учебно-методический комплекс программы развития социальной активности
обучающихся начальных классов «Орлята России» (https://орлятароссии.рдш.рф/);
 Цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном», (https://razgovor.edsoo.ru/);
 Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 №03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования»;
 Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования
Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.04.2016 №08-703
«Об использовании карт в образовательной деятельности»;
 Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования
Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.04.2016 №08-709 «О
списках рекомендуемых произведений»;
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования
Министерства просвещения Российской Федерации от 26.02.2021 №03-205
«Методические рекомендации по обеспечению возможности освоения
образовательных программ обучающимися 5-11 классов по индивидуальному
учебному плану»;
– Письмо Департамента государственной политики в сфере среднего
профессиональногообразования Министерства просвещения Российской Федерации
от 20.03.2023 №05- 848 «Методические рекомендации реализации
профориентационного минимума в общеобразовательных организациях РФ»
Учебный план является частью образовательной программы МАОУ Ильинская СОШ
(далее Школа), разработанной в соответствии с ФГОС.
В учебном плане полностью реализуется Федеральный компонент государственного
образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства
РФ и гарантирует овладение выпускниками необходимым объемом знаний, универсальными
учебными действиями, соответствующим уровнем личностных и общекультурных
компетентностей, социально-личностными умениями и навыками, предусмотренными
ФГОС.
Учебный план МАОУ Школы формируется в соответствии с действующими
нормативами и потребностями обучающихся и их родителей (законных представителей).

Распределена годовая нагрузку в течение учебного года, использован модульный подход,
учтены принципы дифференциации и вариативности.
Учебный план составлен в соответствии с целями и задачами Школы и направлен на
формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов,
личностно-профессиональной направленности и готовности к профессионально-личностному
самоопределению.
Учебный
план
среднего
общего
образования
муниципальное
автономное
общеобразовательное учреждение Ильинская средняя общеобразовательная школа (далее учебный план) для 10-11 классов, реализующих основную образовательную программу
среднего общего образования, соответствующую ФГОС СОО (Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования»),
фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся,
состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план является частью образовательной программы муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение Ильинская средняя общеобразовательная школа,
разработанной в соответствии с ФГОС среднего общего образования, с учетом Федеральной
образовательной программой среднего общего образования, и обеспечивает выполнение
санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и
требований СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный план среднего общего образования является одним из основных механизмов,
обеспечивающих достижение обучающимися результатов освоения Основной образовательной
программы среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС СОО.
Учебный год в муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Ильинская
средняя общеобразовательная школа начинается 01.09.2023 и заканчивается 26.05.2024(Приказы
Минпросвещения России ФОП НОО от 18.05.2023 № 372, ФОП ООО от 18.05.2023 № 370, ФОП
СОО от 18.05.2023 № 371)
Учебные занятия для учащихся 10-11 классов проводятся по 5-ти дневной учебной неделе.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 10 классе
– 34 часа, в 11 классе – 33 часа.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет
состав учебных предметов обязательных предметных областей.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на
данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся, может быть использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих
различные интересы обучающихся
В муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Ильинская средняя
общеобразовательная школа языком обучения является русский язык.
По заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
осуществляется изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов РФ,
государственных языков республик РФ.
Учебный план составлен с целью формирования:
- становления и развития личности обучающегося в ее самобытности и уникальности,
осознания собственной индивидуальности, появления жизненных планов, готовность к
самоопределению;

- достижения выпускниками планируемых результатов: компетенций и компетентностей,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальной образовательной
траекторией его развития и состоянием здоровья.
Учебный план определяет количество учебных занятий на 2 года на одного
обучающегося – не менее 2170 часов и не более 2516 часов.
Учебный план универсального профиля обучения предусматривает изучение не менее
одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС СОО.
Учебный план СОО предусматривает изучение обязательных учебных предметов общих
для включения во все учебные планы из обязательных предметных областей, дополнительных
обязательных учебных предметов, учебных предметов по выбору. В структуру учебного плана
входят учебные предметы, обеспечивающие формирование личностных качеств обучающихся в
соответствии с общечеловеческими идеалами и культурными традициями РФ, создающие
единство образовательного пространства на территории страны.
Обязательные учебные предметы представлены на базовом уровне, ориентированы на
обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки. Дополнительные
обязательные учебные предметы и предметы по выбору обучающихся обеспечивают
удовлетворение
индивидуальных
запросов
обучающихся,
общеобразовательную,
общекультурную составляющую при получении среднего общего образования, развитие
личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностносмысловой сферы, развитие навыков самообразования и самопроектирования, углубление,
расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида
деятельности, совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной
деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.
Обязательная часть Учебного плана обеспечивает реализацию Федерального
государственного образовательного стандарта, право на полноценное образование, отражает
содержание образования. В обязательной части учебного плана сбалансированы следующие
предметные области:
 «Русский язык и литература»,
 «Иностранные языки»,
 «Математика и информатика»,
 Естественно-научные предметы,
 «Общественные науки»,
 «Физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности»
Учебный план определяет содержание образования, обеспечивающее реализацию
интересов и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). Время,
проводимое на данную часть учебного плана, используется для увеличения учебных часов,
предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части, введение специально
разработанных курсов.
МАОУ Ильинская СОШ обеспечивает реализацию учебный план универсального
профиля обучения. На уровне СОО в 10 и 11 классах реализуется учебный план универсального
профиля.
Предметная область «Русский язык и литература» включает в себя учебные
предметы «Русский язык», «Литература», «Родной язык», «Родная литература». Учебный
предмет «Русский язык (базовый уровень)» представлен в объеме по 2 часа, «Литература»
(базовый уровень) представлен в объеме 3 часа в неделю в 10 и 11 классах. По заявлению
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляется

изучение родного языка в 10 и 11 классах по 2 часа и родной литературы по 1 часу в 10 и 11
классах.
Предметная область «Иностранные языки» включает в себя учебный предмет
«Иностранный язык». Учебные предмет «Иностранный язык» представлен в объеме 3 часа в
неделю в 10 и 11 классе и изучается на базовом уровне
Предметная область «Математика и информатика» включает в себя учебные
предметы: «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика», «Вероятность и
статистика». Учебный предмет «Алгебра» представлен в объеме 2 часа в неделю в 10 классе и
3 часа в неделю в 11 классе. Учебный предмет «Геометрия» представлен в объеме 2 часа в
неделю в 10 классе и 1 час в 11 классе. Учебный предмет «Информатика» представлен в объеме
1 час в неделю в 10 и 11 классах. Учебный предмет «Вероятность и статистика» представлен в
объеме 1 час в неделю в 10 и 11 классах.
Предметная область «Естественные науки» включает в себя учебные предметы
«Физика», «Химия», «Биология». Учебный предмет «Физика» представлен в объеме 2 часа в
10 и 11 классах. Учебный предмет «Химия» представлен в объеме 1 час в неделю в 10 и 11
классах. Учебный предмет «Биология» представлен в объеме 1 час в неделю в 10 и 11 классах
Предметная область «Общественные науки» включает в себя следующие учебные
предметы «История», «Обществознание», «География» Учебный предмет «История»
изучается на базовом уровне и представлен в объеме 2 часа в неделю в 10 и 11 классах. Учебный
предмет «Обществознание» изучается на базовом уровне и представлен в объеме 2 часа в
неделю в 10 и 11 классах. Учебный предмет «География», по заявлению обучающихся изучается
на углубленном уровне и представлен в объеме 3 часов в неделю в 10 и 11 классах
Предметная область «Физическая культура, экология и основы безопасности
жизнедеятельности. Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый
уровень) – 1 час в неделю в 10 и 11 классах. Учебный предмет «Физическая культура»
представлен в объеме 2 час в неделю в 10 и 11 классах.
Индивидуальный проект особая форма организации деятельности обучающихся
(учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством
учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных
предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической,
учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Количество часов, отведенное на индивидуальный проект в 10 классе 1 час.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, входят следующие
предметы:
«Компьютерная графика». Курс «Компьютерная графика» – это наука, предметом
изучения которой является создание, хранение и обработка моделей и их изображений с
помощью ЭВМ. В том случае, если пользователь может управлять характеристиками объектов,
говорят об интерактивной компьютерной графике. Цифровым может быть названо изображение,
созданное с использованием компьютерной программы, либо изображение, преобразованное в
электронную информацию для того, чтобы просматривать, редактировать и управлять им на
экране компьютера. На изучение данного курса отводится по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах
«Вопросы современного обществознания». Элективный курс «Вопросы современного
обществознания» предназначен для обучающихся 10 - 11 классов, интересующихся
современными вопросами развития общества, решивших связать свою будущую профессию с
социально значимыми специальностями, а также для тех обучающихся, которые выбрали для
сдачи обществознание, так как в экзамены включены все разделы обществоведческого курса.
Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников аспектов

современного обществознания, в результате чего будет происходить систематизация имеющихся
у учащихся обществоведческих знаний, формироваться собственная позиция по изученным
темам, вырабатываться алгоритм решения соответствующих тестовых заданий. Элективный курс
способствует качественной подготовке учащихся 10-11 классов к правильному решению
экзаменационных тестов в формате ЕГЭ.
Обучающиеся выбирают учебные предметы, количество ограничено нормами СанПиН.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения
обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной
дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в
соответствии с календарным учебным графиком.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Предметы из
части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и
оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и
порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Ильинская средняя
общеобразовательная школа.
Освоение основной образовательной программы среднего общего образования
завершается итоговой аттестацией.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего общего
образования составляет 2 года.
Учебный план универсального профиля
среднего общего образования (ФГОС СОО)
Предметная область

Русский язык и
литература
Иностранные языки
Математика и
информатика

Естественные науки

Учебный
Уровень Количество
предмет
часов
Обязательная часть
Русский язык
Б
2/2
Литература
Б
3/3
Иностранный
Б
3/3
язык
Алгебра и
Б
2/3
начала
математичес
кого анализа
Геометрия
Б
2/1
Вероятность
Б
1/1
и статистика
Информатик
Б
1/1
а
Физика
Б
2/2
Химия
Б
1/1

Количество часов
за 2 года
136
204
204
170

102
68
68
136
68

Общественные науки

Физическая культура,
экология и основы
безопасности
жизнедеятельности

Биология
История
Обществозна
ние
География
Физическая
культура
Основы
безопасности
жизнедеятель
ности
Индивидуаль
ный проект

Б
Б
Б

1/1
2/2
2/2

68
136
204

У
Б

3/3
2/2

204
204

Б

1/1

68

1/0

34

29/28

1938

1/1
1/1

68
68

1/1
1/1
1/1

68
68
68

34/33

2414

Итого
Часть, формируемая
участниками
образовательных
отношений
Компьютерная графика
Вопросы современного
обществознания
Речь и культура общения
Стиль, творчество, дизайн
Основы
предпринимательства
Максимально допустимая недельная нагрузка при 5дневной учебной неделе


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».